МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИМЕЮЩЕГОСЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Авторы

  • Л.Ф. Сулюкова Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства» Автор
  • Б.А. Ёркулов Навоийский государственный педагогический институт Автор

Ключевые слова:

образовательная информационная система, моделирование, нечеткая логика, когнитивное моделирование, нечеткое число, оценка качеств информационных систем

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме оценки уровня информационной безопасности образовательных информационных систем в условиях цифровой трансформации общества. В ней предлагается методика, основанная на экспертной информации и базе знаний, состоящей из нечетких продукционных правил, для определения уровня информационной безопасности образовательных информационных систем. Этот подход отличается возможностью формализовать качественные оценки состояния системы с применением теории нечетких множеств и осуществлять оценку уровня информационной безопасности не только в реальном времени, но и на этапе их создания, разработки и внедрения. Кроме того, представленная методика предполагает построение иерархии повреждений системы, которые способны затруднить процесс их идентификации. Применение предложенной методики проиллюстрировано на примере расчета имеющегося уровня информационной безопасности и уровня деструктивного воздействия повреждений структурных компонентов образовательных информационных систем (ОИС) и средств защиты информации (СЗИ) на образовательный процесс в рамках изучаемой системы. Разработанная методика и алгоритмы сравнении с имеющимися аналогами учитывают влияние повреждений информационных ресурсов и СЗИ друг на друга в рамках иерархических уровней, а также качественные экспертные оценки состояний повреждений. Внедрение данной методики позволяет повысить эффективность процесса управления качеством образовательных информационных систем и образовательного процесса в целом.

Библиографические ссылки

Rustamov N. Prikladnoye raspoznavaniye.– Turkestan, 1999.– 84 s.

Chichkin A.V. Matematicheskaya informatika.– M.: Nauka, 2003.– 416 s.

Tuzovskiy A.F., Yampol'skiy V.Z. Sistemy upravleniya znaniyami v obrazovanii // Sovremennyye sredstva i sistemy avtomatizatsii.– Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2002. C. 295-299.

Gorskogo D.P., Tavanskoy P.V. Logika.– M.: GIPL, 1956.– 280 s.

Rustamov N.T., Israilov R.I., Rustamov B.K. K voprosu proyektirovaniye bazy znaniy (na primere mozgovogo insul'ta).– Tashkent: Izd-vo innovatsionnogo razvitiya, 2020.– 112 s.

Dosanov N.Ye., Rustamov Ye.N. Fraktal'nost' produktsionnykh znaniy // Rol' innovatsionnykh tekhnologiy v novom mire : trudy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: T. 1. Almaty, 2019.– C. 41-49.

Rustamov N.N., Khudiyarov G.B., Rustamov Ye.N. Otbor pretenduyushchikh na sport vysshikh dostizheniy.– T.: Fan, 2016.– 136 s.

Rustamov N.T. i dr. Upravleniye slozhnymi ob"yektami metodami raspoznavaniya. Tashkent, 1990.– 20 s.

Verkhoshanskiy YU.V.. Osnovy spetsial'noy silovoy podgotovki v sporte.– M.: Fiz kul'tura i sport, 1977.– 215 s.

Korobkov A.V., Chernyayev A.V., Tret'yakov N.D. Metodika otsenki fizicheskoy podgotovlennosti sportsmena.– M.: Fizkul'tura i sport, 1963.– 52 s.

Загрузки

Опубликован

2024-05-22

Выпуск

Раздел

Статьи